Мотивы. Специальные мотивы употреблялись для мужских рубашек, другие - для женских и детских. Различные мотивы для людей старших и младших. Отличные мотивы и краски для полотенец и обрусел, для вещей обыденных, свадебных и траурных.
Вышивка - это не только мастерское творение золотых рук народных умельцев, но и сокровищница верований, обычаев, обрядов, духовных устремлений, интеллекта украинского народа. Многочисленные орнаментальные изображения животных, птиц, растений, деревьев, цветов утверждают, что наши предки обожествляли их, поэтизировали природу не только в фольклоре, но и в декоративном искусстве. Например, полотенца с вышитыми изображениями голубей, петухов, лошадей, крестиков и т.д. были своеобразными оберегами, которые защищали человека от злых сил.
Традиционные орнаменты, стили
-
геометрические элементы в украинской вышивке (елка, ромбы, круги, кресты, волнистые линии воды, геометрический меандр, горизонтальные знаки земли),
-
змеи
-
изображения животных: лошадь
-
птиц: голуби, журавли, утки, петухи
-
растений (дерево жизни - ива, дуб, ясень и др.; листья, плоды, «тыквенные листья», «хмелик»
-
цветы: «барвинок», лилия, роза (мальва)
-
людей с ромбовидными туловищами, крестообразными головами
-
насекомые: «кукушка», «пчелка», «паучок».
Способы вышивки
Наиболее распространенными способами вышивки были такие:
-
Сетка - вытягивание нитей.
-
Вырезание, которое сочетали с настиланием.
-
Настилание (гладь)
-
Специальное настилание, которое было распространено в казацкой эпохе, то есть вышивка шелком одного цвета с добавлением золотой нити. Цвета были зеленые или красные, иногда черный.
-
Низь - вышивание черными или красными нитями с добавлением других цветов.
-
Крестик - распространился в кон. 19 в в начале 20в.
Вышивка - один из видов народного декоративного искусства украинцев; орнаментальное или сюжетное изображение на ткани, коже, выполненное разными ручными или машинными швами; один из самых распространенных видов ручного труда украинских женщин и, в частности, девушек. Вышивку употребляют в украинском народном быту прежде всего на предметах одежды, в основном на женских и мужских рубашках. Кроме того, вышивки распространены на предметах домашнего обихода, как налижники, скатерти, наволочки, полотенца и т.д.
История
Украинское искусство вышивки имеет древнее происхождение, истоки которого уходят в эпоху неолита.
Вышивки были известны еще во II в. до н. е.
Древнее распространение одежды с вышивкой на территории Украины подтверждают изображения на произведениях декоративно-прикладного искусства скифской эпохи (золотая пектораль из кургана Толстая могила (IV в. До н. э.), Серебряная ваза из кургана Чертомлык (IV в. До н. э. ), чаша из кургана Гайманова могила (IV в. до н. э.) и др.) . На знаменитой Куль-Обской вазе можно различить сетчатые узоры: ромбы, круги, кресты. Металлические фигурки так называемых «танцоров» с Мартыновского клада в Черкасской (IV в. н. э.) имеют на пазухе рубашек широкую манишку с сетчатым орнаментом, которая достигает от воротника до пояса. Подобную «манишку» обнаружено на бронзовой статуэтке из-под Хорол Полтавской (IV-VII вв. Н. Э.).
Разукрашивалась вышивкой также и одежда сарматов, которые длительное время жили на территории современной Украины (курган Соколова Могила, и в. до н. д; курган Сватово Лучка, и в. до н. э.) [1]. Уникальна именно находка с Сокольской могилы: она стала свидетельством высокого мастерства вышивки золотом «в прикрепи» и техникой пряденого золота, и вероятно, является следствием предыдущего длительного развития вышивального искусства древнего из до сих пор известных.
Исследование Селивачева указывают, что ранние образцы древнерусского шитья имели предшественников (или аналоги) в виде изображений чернилами на холсте. К таким относится антиминс 1148 с Петербургского Эрмитажа. В центре квадратного по формату строгого плотного полотна тонкими линиями изображен восьмиконечный крест. Широкая площадь вокруг него обрамлена с четырех сторон надписями, среди которых упоминается имя князя Юрия Долгорукого. Композиция, по мнению Н. Г. Селивачева, очень похожа на вышивку и может толковаться как намеченный узор для вышивки или подражания технике вышивки чернильным рисунком.
В исследованиях Р. Захарчук-Чугай указывается на распространенности вышивки из-за присутствия ее в «нарядах» многочисленных «каменных баб», которые «сторожат» юго-украинские территории со времен половецких набегов: в нем четко просматривается вышивка на уставках, подолах, манжетах . С захоронений Х - XI вв. (Фрагменты шелковых тканей с вышивкой золотыми нитями: налобные повязки - чильцы, ленты, стоячие воротнички, нарукавники, пояса, кайма, плащи и т.п.) известно о широком применения в настоящее время вышивки для украшения тканей одежды и обрядово-интерьерного назначения. Известна одна достопримечательность 900-1100 гг. (из с. Жишава на Тернопольщине), в которой техникой «в прикрепи» выполнен сложный развод ромбов с розетками на краях ромбов в круглых обрамлениях.
Большое влияние на характер вышивки имели ткани византийской материи. О вышивке на белой рубашке украинский появляются известия XI-XII вв. византийских писателей. Известны рисунки на миниатюрах и фресках в Украине тех же дней.
Еще в XI в. на Руси существовала первая вышивальная школа, организованная сестрой Владимира Мономаха - Ганкой, где девушки учились вышивать золотом и серебром. Об украинских вышиванках вспоминают иностранные путешественники XV-XIX вв. Сохранились вышиванки с казацких времен 17-18 вв. В 16-18 вв. центрами вышивки были Качановка на Черниговщине, Григорьевка Киевской области, Большая Буримка Черкасской и другие. Вышивали в каждом селе, монастырях, дворянской, купеческой среде. В 19-20 вв. открывались учебно-кустарные мастерские, художественно-промышленные артели, крупные специализированные предприятия по вышивке.