Украинская вышивка: значение символики


В День Независимости Украины Vogue.ua рассказывает как правильно читать по узорам традиционной украинской вышиванки.

"Как-то мне попалась вышиванка, из которой вынули нитки вышивки и убрали часть узора. Сочетание 4-х ромбов имеет четкую "детородную" символику. В этой сорочке в орнаменте убрали три ромба именно для того, чтобы остановить действие знака, - рассказывает Людмила Сивцева-Климук, основатель мастерской аутентичного костюма "Шляхетний одяг" и со-организатор проекта "Вытоки". – Но это один из редких примеров, когда в современной народной среде знают символику вышивки и могут объяснить ее. Предыдущие сто лет свели народную традицию к декоративно-прикладной, которую меряли категорией "красивенько". Ранее сильно повлияла мода на брокаровский узор в крупную "розочку", который приучал к мысли о том, что вышивка затевалась декора ради. Народная же вышивка – это геометрия, даже растительный орнамент часто подавался графично".

Народная вышивка – это геометрия, даже растительный орнамент часто подавался графично

Какие-то сто лет назад на изготовление длинной сорочки шло около 8 км пряденной вручную нитки, весь процесс от выращивания растения до пошива занимал около года, особенно сложная вышивка могла создаваться всю зиму. Поэтому стоит предположить, что часы ручной работы были определены не просто усердием, но и символикой всех швов и стежков, которые появлялись на рубахе. Умению читать по вышиванке стоит поучиться у Юрия Мельничука, заместителя директора по научно-фондовой работе Национального центра народной культуры "Музей Ивана Гончара" и эксперта по истории украинского костюма.

"Вышиванка – это оберег. Цвет, форма, крой, материал, орнамент имеют значение и вместе создают энергетический заряд вещи. Традиционно рисунок вышивки не менялся. Затейливый фантазийный декор начал "взбредать в голову" лишь в ХХ веке», - говорит пан Юрий и называет вышивку "ключами, что открывают небесные брамы", цитируя этнографа Марию Чумарную. В его стройном рассказе всему материальному и рукодельному находится многослойное объяснение, от природного до сакрального. Одежда представляется идеальным текстом, сборником мифов и верований народа.

Вышиванка – это оберег. Цвет, форма, крой, материал, орнамент имеют значение и вместе создают энергетический заряд вещи

Среди символов украинской вышивки преобладают знаки солярные вроде "сварги" (свастики) – динамичного символа солнца – или 8-конечной звезды, Ангела-хранителя, Коляды и зари.

"Колодец" – скрещенные по диагонали двойные линии – означает связь между мирами: как и реальный колодец, из которого с водой черпали энергию и знание предков.

Перекрёстные «бараньи рога», которые иногда встречаются в более антропоморфном виде "козаки руки в боки" - руна плодородия, а "уж", который выглядит как половина знака бесконечности – детородной функции и тяжелых вод, которые плодотворным дождем выпадают на землю.

«Что так неярко. Черное – это что, на похороны?», - пародирует многочисленные вопросы к двух- или трехцветной вышивке Мельничук и дает раскладку по цветам. Главных пять: белый, черный, красный, синий, желтый. Они – вроде сборника универсальных знаний о человечестве: соответствуют числу рас (европеоидная, негроидная, американоидная, семитская, монголоидная) и знаний, которые они дали миру, а также элементов (вода, космический эфир, огонь, воздух, земля).

«Вышивка белым по белому характерна для всех регионов Украины. Культ отца-творца проявляется через свет и белый цвет – потому в нашей традиции выбеливались сорочки и хаты. Рубахи традиционно белились 3 года: полотно мочили и оставляли лежать на земле под солнцем, так что оно проходило обработку 4 стихиями: огнем, землей, водой и воздухом», - рассказывает Мельничук.

Шитье черным по белому это "божественная графика", показывает, как создается мир, а красным по белому – это единение праматери и бога-отца, объединение материи и духа. Не менее важны и нитки для вышивки. "Лучше всего "работают" шерсть и шелк. Шерсть животного происхождения, потому способна аккумулировать информацию и память о владельце и поглощать негатив. Равно как и шелк. А вот хлопком вышивать в народной традиции даже не пытались. Как сказала мне одна мастерица во время этнографических поездок, "хлопок – это пух".

Вышивка красным по белому – это единение праматери и бога-отца, объединение материи и духа

Мой вопрос, почему гуцульские вышивки настолько разноцветные, пан Юрий объясняет темпераментом жителей: у равнинных людей нравы и цвета более сдержанные, а у горцев – буйство красок и крови. "Хотя посмотри на полтавскую плахту – Климт плачет", - развлекает пан Юрий и показывает свои сокровища: бесконечные образцы вышивок из разных регионов Украины. От них разбегаются глаза и мысли. "Не впечатлять, а кодировать", - напоминает задачу вышивки пан Юрий и называет одно из самых досадных последствий утери значения: "Как только начали вышивать мужчинам цветы на сорочках, они перевелись".