Разновидности ручной вышивки:мережка, гладью, ришелье


Вы́шивка гла́дью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

  • В дополнение к глади в работе этой техникой часто используется наклонный стебельчатый шов. Для выполнения контуров может применяться прямой стежок, а для создания дополнительных эффектов — самые разнообразные декоративные стежки и строчки. Для прорезной глади основным является плотный (он же сплошной обмёточный) шов.Плоская гладь — двухсторонняя вышивка прямым стежком, стежки плотно укладываются друг к другу.
  • Гладь с настилом — объёмная вышивка прямым стежком в одном направлении по основе, сделанной стежками в другом, перпендикулярном направлении. Для настила могут использоваться и другие стежки («в россыпь», «в раскол» и т.п.)
  • Теневая гладь — выполняется нитками разных цветов.
  • Прорезная гладь  — сквозная вышивка, при которой в ткани прорезаются отверстия разной величины и формы.
  • Владимирский шов («верхошов»)
  • «Узкий гладьевой валик»

Перейти к навигации, Перейти к поиску

Мережка — выполненные путём выдёргивания нитей из ткани кружевные строчки. Нити выдергивают только в одном направлении. Узор образуется за счёт собирания отдельных нитей в пучки. Для выполнения мережки используют ткани с плотной текстурой. По способу стягивания нитей в пучки различают различные виды мережки:

  • сновочные;
  • простые;
  • многорядные;
  • мережки с настилом;
  • комбинированные.
  • ядерные.

Мережка может присутствовать на изделии как самостоятельно, так и быть дополнена вышивкой.

Разновидностей мережек множество. Основные виды мережек: кисточка, столбик, козлик, жучок, панка, мережка, переплетенная в середине, рельефная, сновочная и мережка-настил.

Мережка «кисточка» является как бы основой всех остальных видов мережек и используется для подшивания готовых изделий. Пучки её состоят из 3-5 нитей, затянутых с одной стороны. Остальные виды мережки выполняются по принципу «кисточки» с изменением способов крепления — с двух сторон или с одной — и количества ниток в узор

Вышивка ришелье — это изящная ажурная вышивка, требующая навыков, терпения, внимания и аккуратности.

В Европу образцы кружева, в том числе и ажурной вышивки, попали впервые из стран Востока и в соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и всех видов искусства претерпели трансформацию. Расцвет Европейской ажурной вышивки приходится на XIV-XV столетие, когда вся Италия, затем Франция, а за ней и другие страны Центральной Европы были захвачены модой на кружевную ажурную вышивку. Особенно почитали этот вид искусства при дворе Лоренцо Медичи.

Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. За рукоделием проводили досуг вельможи и придворные. Мода на вышитые и кружевные воротнички, манжеты, жабо, перчатки, носовые платочки, столовое и постельное белье, а также многочисленные предметы интерьера стимулировали открытие женских школ и мастерских по всей Европе. Ажурная вышивка имела разновидности в оформлении, в рисунке самого узора, в наличии дополнительных разделок, в оформлении перемычек и называлась она по-разному: "ренессанс", "венецианская", "ришелье", "ретичелла". "Ренессанс" — это ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками. Мотивы узора вышивки, преимущественно растительного характера, соединялись перемычками с пико, что придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон. Пико иногда выполнялись и по наружному краю вышивки на фестонах. Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором можно было легко считать нити для разделок. Фестонный шов по контуру узора делался очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполнялся различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он редко используется, почти забыт.

Существует много легенд вокруг названия "ришелье", и все они связаны с именем кардинала Ришелье — известного французского государственного деятеля. Одна из легенд гласит, что в то время кружева в Европе были одним из самых ходовых товаров. Однако господствующее положение в Европе занимала Италия. Кардинал Ришелье решил, что Франция должна быть совершенно независимой, и ввел большие пошлины на все ввозимые в страну товары, в том числе и на все кружева, выписал лучших итальянских кружевниц, создал им благоприятные условия для работы и жизни. Они обучили искусству вышивки француженок, и очень скоро Франция стала лидером в области изготовления кружев. По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, перчатки и ботфорты, украшенные ажурной вышивкой.

Существует и такая легенда, что сам кардинал любил на досуге вышивать в технике "ришелье" и достаточно в этой области преуспел. В настоящее время все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называются "ришелье" и подразделяются на ришелье с бридами и безбридное. Особый расцвет этой вышивки в Беларуси начался в послевоенные годы XX века. Да и сейчас она остается самой изысканной и благородной, самой любимой и популярной вышивкой. Очень нарядно смотрится выполненное на белом полотне постельное и столовое белье: скатерти, дорожки, салфетки. Вышивку "ришелье" можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нити по толщине и цвету, украшая вышивкой костюмы и платья. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитями на шелковых тканях.