Вышиванка — это удобно, престижно и очень красиво


Украинская вышиванка за последних несколько лет из составляющей культурного наследия превратилась в современную одежду, которая есть в гардеробе почти каждого украинца. Для иностранцев украинская вышиванка стала символом нашей страны, маркером приверженности к украинской нации. Вышиванка — это удобно, престижно и очень красиво. Интересно, что сакральные символы на древних украинских сорочках, их покрой и способы ношения были настолько мудры и взвешенны, настолько гармонировали с окружающим миром, что вышитые сорочки изучают не только историки-этнографы, но и психологи, физики, биологи и даже астрономы. Современные исследователи удивляются: откуда у наших пращуров были эти знания?

О тайнах украинской вышиванки нам рассказала заслуженный художник Украины Александра Васильевна Телиженко. Она ведет научную работу по украинской вышивке и национальной одежде 30 лет, имеет многочисленные публикации в профессиональных изданиях и является автором книг "Основы национальной культуры" и "Живая традиция. Мастера народного искусства Черкасщины". Она не только изучает, но и создает современную одежду в стиле этномодерн, ее колоритные вышитые сорочки известны не только в Украине, но и далеко за ее пределами.

Энергия сакральной одежды

Настоящая украинская вышитая сорочка шьется из натурального полотна (льна или конопли) и вышивается вручную. Именно такая сорочка — не только одежда, но и оберег. "Вышивка — это магический процесс, — объясняет пани Александра. — Женщина берет иглу тремя пальцами, так, словно собирается совершить крестное знамение. Таким образом энергия человека через электромагнитные линии ладони аккумулируется на кончиках пальцев и через иглу, которая является проводником, вшивается в ткань. Более того, нитка при вышивании стежок за стежком ложится в полотно в виде спирали. Это уже символ мироздания и бесконечности, так закладываются и сохраняются в вышивке все мысли и стремления того, кто работал над ней". Так что не напрасно наши бабушки говорили, что за вышивку следует садиться лишь с чистыми помыслами. Вышитое таким образом произведение превращается в аккумулятор живой энергии, направленной на добро. "В отношении движения энергий в вышивке нашим ученым-физикам еще есть над чем поработать", — замечает Александра Телиженко.

Судьба, запечатленная в символе

Исследованию роли символа в украинской народной вышивке Александра Телиженко посвятила книгу "Основы национальной культуры". "Орнаменты — это наша древняя космическая грамота, — утверждает художник. — Геометрические символы, дошедшие до нас со времен палеолита и неолита, универсальны. Вроде бы просто соединение квадратов, ромбов, треугольников и крестов, прямых, волнистых и ломаных линий, точки, риски, круговороты, спирали... А на самом деле в них — вся вселенная на полотне, вся жизнь человека, стремление к счастливой судьбе и продолжению рода".

Женские стихии — вода и земля, мужские — огонь и воздух в течение тысячелетий ложились на тканый фон лаконичными символами. Вот возьмем для примера квадрат — это стабильность, материализм, мужское начало; ромб, соответственно, — динамика, духовность, женское начало; прямой крест — мужское, косой — женское. Если соединить эти символы, получим восьмиугольник — символ неуничтожения, Великой Праматери. Из древнейших истоков возникает перед нами легенда о Живом камне, лежащем на самом Юге. Из Камня растет Дерево Жизни, из него выходят и на нем сходятся все пути мира. Позже восьмиугольную звезду начали называть Розой и вышивали на сорочках как символ любви, благословения на стремления иметь пару. Если на ромб, символ женственности, наложить прямой крест — символ мужской, а в полученные ячейки поставить точки — семена — получим засеянное поле, или оплодотворенное женское лоно. Этот символ вышивали на благосостояние и продолжение рода. Люди в древности не просто украшали свою одежду, вышивая сакральные орнаменты, они кодировали свою судьбу.
Любопытно, что на украинских сорочках попадаются настолько сложные соединения древних символов, что ученые в них усматривают знания наших пращуров по астрономии и мирозданию. Так что спирали, бесконечники и сварги в древних орнаментах вдохновляют исследователей на новые открытия.

Красными и черными нитками или в радужных тонах

На смену древним геометрическим орнаментам, украшавшим старинные сорочки, с изменением мировоззренческих традиций пришла многоцветная роскошная казацкая вышивка с абстрагированными растительными орнаментами. В основе растительных элементов на одежде лежит культ поклонения Матери Природе. Ныне украинские сорочки пестреют стилизованными и натуралистичными изображениями калины, маков и роз, мужские — украшают дубовыми листьями и кистями винограда. Особое значение придавали свадебным сорочкам. "Вышивка на свадебной одежде должны кодировать молодую пару на семейное счастье, — рассказывает Александра Телиженко. — Один из самых распространенных вариантов — растительный орнамент. Яркие цветы и листья побегов символизируют радость, полноту жизни, оптимизм. Пара птиц среди цветов — это духовная сила, поскольку они являются объединительным элементом между небом и землей и символом счастья".

Интересно, откуда же среди живописного буйства цветов на украинских вышитых сорочках появилось лаконичное соединение красного и черного? Двуцветное украшение на белом полотне стало сверхпопулярным в конце ХІХ в., не теряя своих позиций и поныне. Как-то мы даже привыкли, что красное — это любовь, а черное — печаль. Об этом даже стихи пишутся и песни поются. На самом деле все иначе. "В конце позапрошлого века француз Генрих Брокар привез в царскую Россию парфюмерию, — объясняет Александра Телиженко. — Реклама духов содержала модные в Европе рисунки для вышивки гобеленовым швом. Чтобы увеличить прибыль, Брокар решил продавать еще и мыло. Его жена, видимо, весьма творческая дама, предложила на обертке мыла изображать мозаичные цветочные красно-черные орнаменты, которые могли бы служить схемой вышивки". Красная и черная краски в те времена, наверное, были самыми доступными, ведь красно-черные орнаменты очень быстро вошли в городскую моду и пошли в народ. Таким образом распространилась и вышивка крестом. "Крестик во времена Брокара, как плесень, вытеснил около двухсот швов и техник народной вышивки, известных на территории Украины, — рассказывает пани Александра. — Все это повлияло на древние орнаменты, которые быстро сменились относительно простым в выполнении швом". Радует, что сегодня все же возрождаются старинные техники: ретязь косичка, вырезывание, выкалывание, соловьиные глазки, гладь... Даже филигранные мережки и соединение частей изделия мережкой сегодня снова украшают одежду украинцев. Конечно, они сложнее простенького в выполнении крестика, но мастерицы все же берутся возрождать древние техники, ведь одежда, украшенная ими, чрезвычайно изысканна и колоритна.

А что касается красно-черной вышивки на белом фоне, то надо быть осторожными. "Художники знают, что, согласно законам цветоведения, такое соединение цветов является проявлением величайшего драматизма, — предупреждает Александра Васильевна. — То ли так наша вышивка повлияла на жизнь, то ли жизнь на вышивку, но ХХ в. — сплошная трагедия для украинцев: Вторая мировая война, Голодомор, репрессии и уничтожение украинской интеллигенции, элиты нации".

Когда ткань — на вес золота

Полотно в древности всегда было ценным. Чтобы получить отрез на сорочку, надо было лен или коноплю посеять, вырастить, собрать, вымочить, выпрясть, ссучить нитки, соткать, выбелить, выбить, выкачать… Недаром в Древнем Египте свитки льняного полотна служили денежной единицей. Так что неудивительно, что каждый клочок ткани при пошиве вышиванки следовало употребить рационально. Древнейшей исследователи считают сорочку туникообразного покроя. В несшитом развернутом состоянии такая сорочка похожа на крест, который испокон веков для человека нес защитную функцию. Покрой мужских и женских сорочек принципиально не отличался, однако с временем женские сорочки стали более сложными: с бочками, ластовицами, втачными прямоугольными рукавами и вставками. Но все равно ни один лоскут ткани не терялся, а утонченный силуэт появлялся благодаря сборкам, пухликам и соединению мережкой. Широкая рубашка с роскошными рукавами, украшенными вышивкой, по словам Александры Телиженко, считалась символом зажиточности и трудолюбия.

Интересно, что просторный силуэт и возможность драпировать ткань позволяли женщинам одну и ту же сорочку носить долгие годы, даже периодически худея или поправляясь. Сорочка позволяла достойно и привлекательно выглядеть будущей мамочке на сносях и во время кормления грудного ребенка. Вышиванки изнашивали до ветоши. Потом мягкое изношенное полотно рвали на пеленки, шили повседневные сорочечки для малышей, крутили ляльки-мотанки.

По мнению Александры Телиженко, традиционная украинская сорочка — это уникальное явление не только в художественном, но и в технологическом смысле. Универсальность кроя вышиванки дает неограниченные возможности в конструировании новых форм и моделей. Наверное, именно поэтому особой популярностью ныне пользуется украинский этномодерн — стиль, объединивший в себе древние традиции и современные технологии.

Маленькая черная… вышиванка

"У каждой женщины в гардеробе должно быть маленькое черное платье", — говорила Коко Шанель. А как насчет вышиванки? Черная вышиванка появилась недавно, однако понравилась современным модницам, ведь любые цвета вышитого украшения на черном проявляются во всей своей красоте. Однако отношение к черной вышиванке противоречивое. У Александры Васильевны относительно этого свое мнение. Она считает, что, согласно законам физики, черный цвет впитывает у себя все цвета спектра, ведь он самый богатый, именно поэтому психологически в черном человек чувствует себя уверенным и защищенным. "Сегодня окружающая среда слишком агрессивна, — рассуждает художник, — а человек утратил связь с природой, с космосом, так что современные украинцы любят черные вышиванки. Традиционные же вышитые сорочки всегда были белыми, символизируя благословенный белый свет".

А о черной вышивке украинской сорочки существует легенда. Такая вышивка была распространена в селах на Борщевщине более пяти веков назад. Возникновение такого способа связано с трагическими событиями, которые происходили на территории Украины в XV–XVIII вв.. Борщевский край постоянно страдал от нападений турок и татар, оставлявших после себя опустошенные земли и осиротевшие семьи. Легенда свидетельствует, что во время одного из таких набегов в нескольких надднестрянских селах полегли все мужчины. Оплакивая свою судьбу, женщины поклялись, что в течение семи последующих поколений их потомки будут носить траур, даже молодожены будут жениться в сорочках, расшитых черным. Последнее поколение, которое подпадает под эту клятву, родилось в начале XX в. Но борщевская сорочка популярна по сей день, разве что за несколько веков немного добавила цветов. Среди черных переплетений растительных орнаментов кое-где возникают и яркие цвета. "На территории Украины вдовьих сел было много, — рассказывает пани Александра. — Вспомним вдовьи села Холодного Яра, что на Черкасщине. Но феномен исключительно черной вышивки наиболее известен именно на борщевских сорочках".

Следует отметить, что сегодня черный монотон вышивки на сорочке утратил статус вдовьего и воспринимается исключительно как стильное украшение. Однако если речь идет о натуральной ткани и ручном выполнении шитья, следует задуматься…

Испокон веков наш народ относился к вышиванке как к святыне. Вышитые рубашки берегли как реликвии, передавали из поколения в поколение, из рода в род. По словам Александры Телиженко, энергетическая и информационная функция, которую выполняет вышивка на национальной одежде украинцев, уникальна. Недаром сакральная вышивка дошла до нас через тысячелетия, из седой древности, от мастерицы до мастерицы. Даже в наше время новейших технологий человечество не изобрело лучшего украшения для одежды, чем древняя вышивка. Так что будем беречь ее, чтобы последующие поколения могли ощутить мощную энергию наших пращуров, увековеченную в сакральных символах, которые воздействуют на добро, на любовь, на продолжение рода.